ОСОБОЕ МНЕНИЕ


Борьба с коррупцией - ДЕЛО КАЖДОГО! Разместите наш баннер на своем сайте.


АЛЕКСАНДР ПАВЛОВ: БИЗНЕС ПОКА НЕ В ПОЛНОЙ МЕРЕ ОСОЗНАЛ ПОТЕНЦИАЛ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

АЛЕКСАНДР ПАВЛОВ: БИЗНЕС ПОКА НЕ В ПОЛНОЙ МЕРЕ ОСОЗНАЛ ПОТЕНЦИАЛ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 16.07.2012

Интервью Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области Александра Павлова

Александр Федорович, как, на Ваш взгляд, бизнес и институты гражданского общества могут совместно участвовать в противодействии коррупции?

 - Защищая свои общие интересы: выявляя факты недобросовестной конкуренции, сговора при организации торгов и закупок для государственных и муниципальных нужд, нарушений порядка выделения субсидий. Их совместное участие может проявляться и в подготовке поправок к нормативным актам, устраняющим коррупционные дыры, или же в участии в работе советов и комиссий по профилактике коррупции, обучении предпринимателей принципам ведения честного бизнеса и др.

     Форм взаимодействия очень много. Бизнес обладает финансовым ресурсом, а общественность располагает ресурсом человеческим, поэтому объединение усилий этих двух групп может принести очень неплохие результаты, в том числе, в профилактике коррупции. Например, создание МОО «Комитет по борьбе с коррупцией» или же Московского антикоррупционного комитета на базе Московской торгово-промышленной палаты и некоторых других организацией – немногие примеры удачного сотрудничества этих двух составляющих российского общества.

     В развитых демократических государствах третий сектор поддерживается как за счёт государства, так и за счёт частных пожертвований, и результаты их взаимодействия налицо. Российское государство ежегодно вкладывает миллионы рублей в поддержку НКО, но практика финансирования бизнесом гражданских проектов пока не набрала нужные обороты. На мой взгляд, российский бизнес пока не в полной мере осознал значение и потенциал институтов гражданского общества в организации и проведении общественного контроля, реализации полезных инициатив по повышению прозрачности ведения предпринимательской деятельности. Уверен, что уже скоро этот момент наступит. Социологи утверждают, что подавляющее большинство российских предпринимателей устало от непрозрачных правил ведения бизнеса и желало бы установления чётких правил взаимодействия с представителями власти, наделёнными разрешительными полномочиями. А сделать это одному бизнесу не под силу – нужна поддержка общественности. В этом контексте союз гражданского общества и бизнеса мог бы быть подкреплён активным участием бизнеса в сети Глобального договора ООН в России по 10 принципу, где деловые круги публично обязываются противостоять всем формам коррупции, включая вымогательство и взяточничество и подкрепляют это обязательство практическими делами, в том числе, оказывая финансовую поддержку НКО, занимающимся антикоррупционной политикой.

 

– Какие конкретные меры предпринимает Ваш аппарат для устранения коррупционных проявлений в Ульяновской области? Какие антикоррупционные инструменты при этом используются?

 -   Большая часть инструментов определена областным законом о противодействии коррупции. Кстати, 12 июля текущего года была утверждена новая редакция этого закона, разработанная с нашим участием. Перечень антикоррупционных механизмов дополнился рядом новых мер, в числе которых хотелось бы выделить антикоррупционный анализ проектов нормативных правовых актов Ульяновской области.

     Как Вы знаете, федеральное законодательство установило требование ко всем государственным и муниципальным органам проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов в процессе их подготовки. Эта мера не всегда даёт нужный результат, ведь по факту экспертизу проводит тот орган, который и разработал тот или иной документ. Иное дело проводимый нами антикоррупционный анализ,  представляющий собой изучение всех без исключения проектов постановлений Губернатора и Правительства области, проектов законов с целью выявления в них коррупциогенных факторов, не выявленных либо выявленных, но не устранённых своевременно разработчиками, а также с целью выявления так называемых зон коррупционного риска. Проводимый нами анализ – это анализ независимой структуры, взгляд «со стороны» с анализом возможных коррупционных последствий принятия нормативного акта. И результат анализа – налицо. Наши эксперты выявляют потенциальные коррупционные дыры почти в 13 процентах проектов нормативных актов, и это уже после экспертизы, проведённой разработчиками! И за три года – ни одного протеста прокуратуры на нормативные акты, прошедшие нашу экспертизу.

     Другой важнейший инструмент – антикоррупционный мониторинг, проводимый с целью анализа эффективности выполнения государственными и муниципальными органами требований антикоррупционного законодательства. Ежеквартально наши специалисты объезжают все государственные и муниципальные органы и проверяют качество исполнения антикоррупционного законодательства по более, чем 300 критериям. С прошлого года мы организовали новую систему мониторинга, в результате чего будем измерять не только эффективность выполнения антикоррупционных требований, но и результат, к которому привела эта работа. Иначе сказать, будем измерять уровень коррупции в нашем регионе по методике, разработанной совместно с Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства. Эта методика позволяет учесть данные социологических исследований, данные правоохранительных органов, данные статистики.

     Мы активно участвуем во внедрении элементов антикоррупционного образования в учебный процесс, для этого по нашему заказу были разработан учебно-методический комплекс. В целях привлечения гражданского общества к проблеме профилактики коррупции уже во второй раз будем проводить грантовые конкурсы для некоммерческих организаций, участвующих в реализации антикоррупционной политики. Отдельное направление нашей работы – активизация публикаций по проблеме коррупции в региональных СМИ. Количество публикаций по этой теме в 2011 году только в муниципальных печатных СМИ по сравнению с 2009 годом увеличилось в более, чем 30 раз и составило почти 670 публикаций! Для нашей области это приличная цифра. Ежегодно нами проводится конкурс для журналистов и СМИ на лучшее освещение темы коррупции, в практику вошли и ряд других конкурсов: социальной антикоррупционной рекламы, общественных советов по профилактике коррупции и др. Мы активно используем свою «горячую антикоррупционную линию» для получения сообщений о фактах коррупции. Есть и другие инструменты.

 

– Коррупция, по мнению экспертов, стала глобальной проблемой. Не считаете ли Вы, что настало время создать всемирную организацию по противодействию коррупции, которая объединит усилия всех представителей различных стран в борьбе с этой угрозой?

 - Нет, не считаю. Коррупция – это отражение негативных сторон политики, экономики, морали, нравственности, культуры, образования, культивируемое в данном государстве со всеми его особенностями традиций, набором национальностей, территориального расположения, степенью развития политической системы. Такое разнообразие факторов обуславливает виды и степень распространенности коррупции. Уникальна её способность постоянно видоизменяться. Все вместе взятое делает, по моему мнению, невозможным выработку единой для всех государств стратегии противодействия ей и исключает возможность единовременного ее применения на территории всех государств-участников такой организации.

   Считаю, что было бы целесообразным развивать единый всемирный консультативный орган, по образу сети Глобального договора ООН (10-й принцип - «Противодействие коррупции») или в рамках организации государств членов «ГРЕКО». В положении этого всемирного консультативного органа предусмотреть возможность заключения соглашений между организацией и государствами по взаимодействию в проведении антикоррупционной политики, создания единой системы и порядка мониторинга уровня коррупции, консолидации научных сил и практического опыта, ретрансляции его на участников организации и информационного сопровождения.

     Было бы вполне логично создать такую организации сначала в России и без вхождения в её состав правоохранительных органов с их функцией борьбы с коррупцией. Тем более, что на международном уровне они уже давно взаимодействуют с Интерполом. Мне кажется, что наиболее эффективной была бы организация в виде межрегионального объединения в форме НКО с единым руководящим центром на базе одной из ведущих российских организаций, действующих в сфере профилактики коррупции, и с теми функциями, которые я обозначил для всемирного консультативного органа. Такая форма организации подчеркнула бы независимость при проведении антикоррупционной политики и увеличила бы кредит доверия населения по отношению к другим формам организации, в том числе и политической.

 

– Какие антикоррупционные инициативы (проекты) разработаны и внедряются в Ульяновской области в последнее время?

 - Нашей важнейшей недавней инициативой стала система неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Суть её заключается в обязательном применении ответственности к лицам, виновным в неэффективном использовании бюджетных средств и муниципального и государственного имущества Ульяновской области. При этом, например, сообщение о факте предложения взятки будет поощряться, а невыполнение антикоррупционных требований либо неэффективное использование ресурсов будет наказываться в дисциплинарном порядке с обязательным объявлением на сайте органа власти, проявившего эту волю.

     Другой инициативой стала уже упоминаемая система мониторинга уровня коррупции на основании обобщения комплексных данных разных органов. Аналогов этой методики в других субъектах РФ мы пока не нашли. Ещё одной нашей инициативой стало наделение Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области правом внесения предостережения в адрес должностных лиц, не исполняющих требования антикоррупционного законодательства. Два таких предостережения – и можно готовить докладную записку с предложением применить к нерадивому чиновнику мер дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения. Ещё одним нашим проектом стало масштабное внедрение элементов антикоррупционного воспитания в школах на уроках истории, экономики, права, обществознания. Представьте, на уроке истории учитель рассказывает о Московской Руси и на примере системы «кормлений» показывает вред, который может нанести коррупция целой стране. Совместно со Счётной палатой Ульяновской области мы сумели создать комиссию по областным целевым программам, которая изучает все такие документы на предмет обоснованности запрашиваемых сумм. Необоснованные или завышенные суммы комиссия безоговорочно отклоняет. За год работы комиссия отклонила таких вот «хотелок» на более, чем 8 млрд. рублей.

 

– Расскажите, пожалуйста, о Вашем сотрудничестве с МОО «Комитет по борьбе с коррупцией»

 - Начало взаимодействия положило знакомство с журналом «Антикоррупционер», в котором была размещена информация о создании МОО «Комитет по борьбе с коррупцией» и было дано понимание стратегии антикоррупционной работы Комитета. Эта стратегия нам импонирует. Поэтому мы с живым интересом откликнулись на предложение сотрудничества и в качестве первого шага решили присоединиться к проекту Комитета по борьбе с коррупцией, который называется «СМИ против коррупции». Уже несколько лет подряд мы в Ульяновской области проводим конкурсы среди журналистов и СМИ на лучшее освещение темы коррупции, отбирая лучших по нескольким номинациям. В прошлом году я принимал участие в работе комиссии по обсуждению реализации 10 принципа Глобального договора ООН в России. Благодаря Комитету по борьбе с коррупцией и личному знакомству с его председателем – Анатолием Юрьевичем Голубевым – я получил возможность познакомиться с опытом работы и других общероссийских организаций, действующих в сфере противодействия коррупции. В текущем году на страницах Вестника Московского антикоррупционного комитета при МТПП будут показаны особенности и результаты нашей антикоррупционной деятельности как независимого и единственного пока в России государственного органа в Ульяновской области, наделённого полномочиями в сфере организации профилактики коррупции на региональном уровне.

     Сегодня мы на страницах сайта Комитета по борьбе с коррупцией объясняем свою позицию по поставленным Вами вопросам. Я думаю такой обмен мнениями на авторитетной общественной площадке, такой как Ваш сайт, заинтересует многих участников антикоррупционной политики. В перспективе возможны совместные практические действия по целому ряду направлений противодействия коррупции, включая и те, которые мы успели обсудить на недавней встрече с председателем Московского антикоррупционного комитета Мансуром Равиловичем Юсуповым.

 

– Спасибо за интересный разговор. Что бы Вы могли пожелать нашим читателям?

 - Не бояться противостоять коррупции. К сожалению, масса опросов показывает, что люди в большинстве своём пассивны и не готовы сообщать о фактах взяток и злоупотреблений, не говоря уж об активном противодействии. Мы в своей работе руководствуемся принципом «делай, что должен, и будь, что будет». Я убеждён, что пока наши сограждане не осознают, что вред от коррупции гораздо больше, чем польза, ни один орган не сможет добиться впечатляющих успехов.

 

Пресс-служба МОО «Комитет по борьбе с коррупцией»


Возврат к списку