ОСОБОЕ МНЕНИЕ


Борьба с коррупцией - ДЕЛО КАЖДОГО! Разместите наш баннер на своем сайте.


"Особое мнение" Юрия Кодрикова

"Особое мнение" Юрия Кодрикова 09.06.2008 Ведут программу в рамках совместного проекта "Радио России" и Комитета по борьбе с коррупцией "Особое мнение. Антикоррупция" член координационного совета межрегиональной общественной организации Ирина Михайловна Рукина и журналист Игорь Гмыза.

Отечественные чиновники берут в год взяток в объёме, сопоставимом с бюджетом России. Это признали руководители Следственного комитета при прокуратуре. Во многих случаях коррупция становится возможной благодаря несовершенству законов, в которых содержатся лазейки для коррупционеров. Как можно наладить тотальную, эффективную и независимую экспертизу закон1одательства? Ответу на этот вопросу посвящён разговор с гостем программы, членом Экспертного совета по защите собственности и противодействию коррупции при Комитете по экономической политике Госдумы РФ, зам. руководителя управления по экспертизе законодательства межрегиональной общественной организации Комитет по борьбе с коррупцией Юрий Дмитриевич Кодриков.

В России вопрос коррупции связан уже фактически напрямую с национальной безопасностью государства. Что такое независимая экспертиза законов? Как её предполагается проводить и какие действия можно предпринять, чтобы заработали механизмы ответственности чиновников?

Как считает Юрий Кодриков, в последнее время в стране очень остро встал вопрос об обязательном проведении независимой экспертизы российских законодательных актов. По данным Института управления Академии наук, в России только 5 процентов законодательных актов предполагают прямое действие. Всё остальное фактически отдано на откуп ведомств, которые, как понятно, сами для себя плохого не напишут. Поэтому, чтобы исключить, прежде всего, какие-то лоббистские устремления на законодательном уровне и на уровне исполнительной власти, необходима система противодействия коррупции в виде экспертизы законодательных актов. По мнению гостя в студии, в России вообще необходимо повсеместно ввести сплошную экспертизу всех законодательных и подзаконных актов.


Методик того, как провести независимую экспертизу законодательных актов, в мире насчитывается несколько, и все они известны. Комитет по борьбе с коррупцией также разработал собственную методику, в которой сформулировал все имеющиеся на сегодняшний день коррупционные факторы.

Проводится ли сейчас экспертиза законов в России? 

По мнению Ю. Кодрикова, она проводится, но выборочно. Реальный и постоянный механизм проведения экспертизы отсутствует. Какая-то экспертиза бывает, кто-то пишет, иногда в СМИ попадаются отдельные статьи про это. Когда власти обращаются к общественным организациям, экспертиза проводится, но системы как таковой нет.

Понятно, что если есть указ президента, если разрабатывается национальный план противодействия коррупции в соответствии с указом, а он, как предполагается, будет состоять из трёх разделов – совершенствование законодательства, вопросы процедуры и проблема воспитания граждан (именно в этом огромная роль принадлежит СМИ), то первый из разделов данного плана, посвященный совершенствованию законодательства, должен базироваться, прежде всего, на антикоррупционной экспертизе. Это станет своего рода попыткой поставить фильтр, который бы все без исключения законы и подзаконные акты направлял на экспертизу.


Как быть с лоббистами из среды чиновников и законодателей, которые по требованию групп влияния вносят такие поправки, которые потом становятся своего рода законодательными "ловушками"? 

Как признался эксперт, подобное уже происходило, когда с принятием одного закона вдруг оказывался утратившим силу другой, и идея иногда просто выплескивалась на помойку. Поэтому и нужно, чтобы каждая поправка любого лоббиста моментально поступала бы на антикоррупционную экспертизу, которая, как известно, может быть представлена в нескольких видах. Здесь может быть и множественность вариантов диспозиции, то есть путей решения, и широта полномочий, то есть права госоргана хотеть так или эдак, это и отсутствие административных процедур. То есть, любое действие чиновника должно быть строго регламентировано в виде правил его поведения и должностных инструкций. Тут и использование различных формул, что чиновник вправе или не вправе делать, тут и отсутствие связей. Но самой главной связью должна стать цепочка прав и обязанностей чиновника. И во всех законодательных актах на первом месте всегда должно стоять право гражданина…

Аудиозапись программы:

Возврат к списку